Карманные деньги, или Запас карман не тянет

Самое первое представление о деньгах дети получают при посещении вместе с родителями магазина, в общественном транспорте, на аттракционах. Очень быстро малыш понимает, что взамен денег в автобусе дадут билетик, чтобы прокатиться на любимой карусели нужно дать контролеру монетку, а разноцветную бумажку можно обменять на конфету или игрушку. Уже примерно к двум годам кроха начинает прятать в карманы все найденные бумажки и железки, похожие на деньги. И очень радуется, когда продавец протягивает ему заветную сдачу.

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:

  1. Первый опыт в общении с деньгами
  2. Школьник и деньги – понятия неразделимые
  3. Планирование и контроль должны быть неотъемлемой частью карманных средств

Первый опыт в общении с деньгами

сколько давать карманных денегНе стоит сразу же отбирать купюры, попавшие в руки ребенку. Монетки, конечно, лучше спрятать подальше, во избежание попадания в рот, но их можно выменять у ребенка на мелкую купюру. Этот первый опыт очень ценен. Дети с удовольствием носят на шее всякие кошелечки и узелочки, поэтому не повредит, если взрослые помогут сложить туда пусть и небольшую сумму. Выходя на прогулку, обязательно надо захватить этот кошелек и, расплачиваясь за тот или иной каприз ребенка, доставать деньги и из его сбережений.

По мере взросления можно подросшему коммерсанту доверить и монеты, объяснив разницу между железными и бумажными финансами. Примерно к 4-6 годам для накоплений уже можно приобрести шкатулку либо копилку – так малышу станет понятно, что можно не только тратить, но и копить. Желательно, чтобы кто-то намекнул ребенку, что просто так, ради их количества, деньги копить не стоит, необходимо поставить какую-то конкретную цель – велосипед, ролики, поездку к морю. Время от времени полезным будет показать, что деньги могут работать – занять часть накопленного на время – «под процент». Но тут главное не переусердствовать, чтобы ребенок не превратился в безжалостного ростовщика.

Школьник и деньги – понятия неразделимые

В современном мире даже первоклашка не может обходиться без денег. Поэтому с переходом ребенка из статуса детсадовца в статус школьника и его деньги приобретают новое предназначение, называемое «карманные». Смена обстановки, повышенные требования, огромное количество обязанностей, могут вызвать рассеянность или расточительность. Поэтому в первый год школьной жизни не стоит излишне нагружать ребенка необходимостью распределять средства на месяц-два вперед. Лучше количество карманных денег увеличивать постепенно – первое время только на текущий день, затем на неделю. Ну а когда станет понятно, что проблем с распределением средств у ребенка нет – можно переложить деньги из родительского кармана в детский сразу на месяц вперед.

Планирование и контроль должны быть неотъемлемой частью карманных средств

карманные деньгиПрежде чем вручить первокласснику «пятак» на карманные расходы, нужно четко распределить его на «нужно» и «можно». Допустим, нужно – по пути в школу заплатить за проезд в транспорте, к завтраку купить бутерброд и чай в буфете, пообедать в столовой и оставить на обратный проезд. К сумме необходимых расходов обязательно добавить какую-то часть добавочных денег – на экстренные случаи. Все это непременно заранее обговорить с ребенком, сосредоточив внимание на том, что добавочная часть – это неприкасаемый запас. Потратить или отложить их можно только на следующий день, если экстренный случай не наступил. Неиспользованную сумму нужно каждый день оставлять в распоряжении ребенка.

Ну и, конечно же, бесконтрольность тоже недопустима. Желательно, чтобы процесс контроля происходил не в начальственных тонах, а в доверительной беседе. Иногда даже полезно выставить ребенка в роли советчика, обсудить с ним общий семейный бюджет. 

Способов и средств приобщения детей к экономике и планированию бессчетное количество. Это и игровая форма (та же «Монополия»), и жизненные ситуации, и обсуждения в семейном кругу экономических тем. Главное не упускать ни одной возможности обучения детей управлению финансами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: